Никола–Ленивец 2013 |
03 августа 2013г. Никола–Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Это единственный в России арт-парк в котором представлены ландшафтные инсталляции, объекты лэнд–арта лучших российских и зарубежных авторов, многие из которых стали знаковыми для современного искусства. Территория приобрела широкую известность в начале 2000–х, когда Николай Полисский начал привлекать местных жителей к созданию монументальных инсталляций. Объекты лэнд–арта производились из природных материалов – зиккураты из сена, башни из лозы, акведуки из снега. Такой подход был подхвачен архитектурно-художественным сообществом — территория вокруг деревни стала местом проведения фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние». На этот раз мы прибыли в Ленивец аккурат на следующие выходные после фестиваля. Для нас это место какое-то заколдованное: во сколько бы мы не выезжали их дома, мы все-равно приезжаем сюда не раньше 16-00. В этот раз дали крюка в лишние 50км.) Но место того стоит и хочется сюда возвращаться и возвращаться снова.
Это Бобур, новый объект 2013г. В своей новой работе Николай Полисский вновь обращается к прославленным брендам мировой архитектуры. Художник дает свою интерпретацию французского Центра Помпиду - или (по-простому) «Бобура».
«Бобур» — это форма, которая обнажила скелет постройки и его технические элементы. Вентиляционные раструбы (не спрятанные, а наоборот - выставленные на показ в центре Парижа) Полисский заплетает в 22–х метровый бельведер. Столетиями крестьяне плели корзины и вязанки, и если для них появится смысл плести авнгардную архитектуру, они с радостью примуться и за это, стоит лишь поверить в их способность меняться.
Арка. Это величественная черная конструкция на границе леса и широкого поля.
«Штурм неба». Это вертикальная конструкция из многочисленных деревянных лестниц, составленных и сплетенных между собой.
Падение в колодец. (Вавилонская Яма-3) Объект 2010г., состоит из двух спиралей. Но угол их смещается так, что и развитие вглубь земли и развитие вверх становятся предельно напряженными. Образуется земляная воронка. При малом диаметре (6,5 – 9 метров) описанной окружности планировалось погружение в землю на глубину около трех метров!! Открою секрет, готовясь к поездке, мы, естественно посмотрели на сайте новые объекты, и особенно хотелось попасть на "Скорую тропу". Точное место расположения в сети найти не удалось, да и бесплатная газет со схемой объектов - не дала подсказки. Мы даже начали думать, что такой, не устойчивый к вандализму, объект, построенный 2012г., мог и не сохраниться. И мы, казалось бы все осмотрели, уже возвращаясь к машине, услышали звуки барабана, повернули голову и увидели прыгающих людей: оно!!! нашли!!! ура!!!
Скорая тропа представляет собой протяженную «ковровую дорожку» в одной из просек, натянутую в виде батута. «Fast track» — это попытка создания интеллектуальной инфраструктуры, которая обладает эмоциональностью. Объект дает человеку совершенно иной опыт движения и восприятия окружающей среды.
Резвились, как дети не менее часа! Должна сказать, что передвижение по тропе весьма затруднительное - сродни хотьбе по топкому болоту или езде с большими прокрутами) Видео лучше передаст ощущения:
Незабываемое место, правда, быстро укачивает) Невольно на ум пришли друзья, которые оценили бы тропу по достоинству и разделили бы с нами этот восторг) Андрюха, Валера, Димка и Олег - привет вам!!! Ай-да в следующий раз с нами! Ощущение, что земля уходит из под ног и ты плывешь....
Поэкспериментировали с инертным подпрыгиванием. Верочка особенно оценила). Еще один способ в системе укачивания младенцев )
Ротонда. Это один из самых известных объектов в Никола–Ленивце. Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо — с плоской кровли, на которую ведет лестница. Дети, за такое обилие дверей, сразу же прозвали это строение “Корпорацией монстров” и побежали хлопать дверями. Расположение ротонды позволяет любоваться вот такими вот видами:
Стена сарая. Этот объект имеет абрис традиционного сарая, делая объект знаком.
Башня "Маяк" (2004г. постройки) Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенны–щупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом.
Деревянный телец состоит из трех ярусов: первый уровень занят голубятней, на второй и третий — можно подняться как на смотровую площадку. Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль–ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.
«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы. Создать искусственный интеллект — задача непосильная для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления. По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.
|