• Wide screen resolution
  • Narrow screen resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
Никола–Ленивец 2013
03 августа 2013г.

Никола–Ленивец находится примерно в 200 км от Москвы — в Калужской области, на берегу реки Угра. Это единственный в России арт-парк в котором представлены ландшафтные инсталляции, объекты лэнд–арта лучших российских и зарубежных авторов, многие из которых стали знаковыми для современного искусства.

Территория приобрела широкую известность в начале 2000–х, когда Николай Полисский начал привлекать местных жителей к созданию монументальных инсталляций. Объекты лэнд–арта производились из природных материалов – зиккураты из сена, башни из лозы, акведуки из снега. Такой подход был подхвачен архитектурно-художественным сообществом — территория вокруг деревни стала местом проведения фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние». На этот раз мы прибыли в Ленивец аккурат на следующие выходные после фестиваля. Для нас это место какое-то заколдованное: во сколько бы мы не выезжали их дома, мы все-равно приезжаем сюда не раньше 16-00. В этот раз дали крюка в лишние 50км.) Но место того стоит и хочется сюда возвращаться и возвращаться снова.

Это Бобур, новый объект 2013г. В своей новой работе Николай Полисский вновь обращается к прославленным брендам мировой архитектуры. Художник дает свою интерпретацию французского Центра Помпиду - или (по-простому) «Бобура».

 

«Бобур» — это форма, которая обнажила скелет постройки и его технические элементы. Вентиляционные раструбы (не спрятанные, а наоборот - выставленные на показ в центре Парижа) Полисский заплетает в 22–х метровый бельведер. Столетиями крестьяне плели корзины и вязанки, и если для них появится смысл плести авнгардную архитектуру, они с радостью примуться и за это, стоит лишь поверить в их способность меняться.

Арка. Это величественная черная конструкция на границе леса и широкого поля.
Архитектурно объект представляет своеобразный гибрид: это и портал, и триумфальная арка, и башня. Наверх по винтовой лестнице можно подняться на смотровую площадку. По лестнице во втором пилоне можно спуститься в «комнату художника». Арка сложена из шестиметровой доски. Все обрезки используются в качестве конструктивных элементов.

«Штурм неба». Это вертикальная конструкция из многочисленных деревянных лестниц, составленных и сплетенных между собой.
Лестница — простейший символ движения, небо — мифологически абсолютно недостижимая цель. «Штурм неба» становится символическим выражением приложенных усилий ради недостижимого, наглядной моделью человеческого целеполагания, где результат определяется степенью ответственности за собственный труд. Даже на середине штурма вниз смотреть страшновато))

Падение в колодец. (Вавилонская Яма-3) Объект 2010г., состоит из двух спиралей. Но угол их смещается так, что и развитие вглубь земли и развитие вверх становятся предельно напряженными. Образуется земляная воронка. При малом диаметре (6,5 – 9 метров) описанной окружности планировалось погружение в землю на глубину около трех метров!!
Идея была следующая: на дне «колодца» было ведро и небольшая саперная лопатка. Посетитель мог продолжить углубление колодца и выйти с ведром вынутой земли. Но главный смысл не в действии, а в возможности пребывания тела – в теле земли, а взгляда в небесном пространстве, минуя горизонталь обыденности. Падение в колодец иногда ведет к просветлению.

Открою секрет, готовясь к поездке, мы, естественно посмотрели на сайте новые объекты, и особенно хотелось попасть на "Скорую тропу". Точное место расположения в сети найти не удалось, да и бесплатная газет со схемой объектов - не дала подсказки. Мы даже начали думать, что такой, не устойчивый к вандализму, объект, построенный 2012г., мог и не сохраниться. И мы, казалось бы все осмотрели, уже возвращаясь к машине, услышали звуки барабана, повернули голову и увидели прыгающих людей: оно!!! нашли!!! ура!!!

Скорая тропа представляет собой протяженную «ковровую дорожку» в одной из просек, натянутую в виде батута. «Fast track» — это попытка создания интеллектуальной инфраструктуры, которая обладает эмоциональностью. Объект дает человеку совершенно иной опыт движения и восприятия окружающей среды.

Резвились, как дети не менее часа! Должна сказать, что передвижение по тропе весьма затруднительное - сродни хотьбе по топкому болоту или езде с большими прокрутами) Видео лучше передаст ощущения:

Незабываемое место, правда, быстро укачивает)

Невольно на ум пришли друзья, которые оценили бы тропу по достоинству и разделили бы с нами этот восторг) Андрюха, Валера, Димка и Олег - привет вам!!! Ай-да в следующий раз с нами!

Ощущение, что земля уходит из под ног и ты плывешь....

Поэкспериментировали с инертным подпрыгиванием. Верочка особенно оценила). Еще один способ в системе укачивания младенцев )

Ротонда. Это один из самых известных объектов в Никола–Ленивце.
В отличие от многих проектов, спрятанных в глубине территории, Ротонда хорошо видна с дороги.  Это небольшой овальный в плане дом посреди поля на невысоком холме. Он расположен в важной видовой точке, откуда открывается прекрасная круговая панорама окрестностей.

Дом стоит на высоком подиуме, периметр первого яруса состоит целиком из дверей, любая из которых может быть открыта. Двери используются старые, из разрушенных и заброшенных домов. Внутри находится двухсветное пространство общей высотой около 6 метров с галереей окон на высоте 3 метра. В центре ротонды расположен очаг. Наблюдать пейзаж можно, открыв двери на первом уровне, из окон галереи второго яруса, либо — с плоской кровли, на которую ведет лестница. Дети, за такое обилие дверей, сразу же прозвали это строение “Корпорацией монстров” и побежали хлопать дверями.

Расположение ротонды позволяет любоваться вот такими вот видами:

Стена сарая. Этот объект имеет абрис традиционного сарая, делая объект знаком.
Это шутка о том, насколько архитипично наше мышление, о том, как мы привыкли использовать имеющееся унифицированное сложное вместо того, чтобы подумать, что есть самое простое и необходимое.
Сооружение крыши — минимальный архитектурный жест, который позволял обустроить пространство, зафиксировать его как часть человеческой жизни. Тент от дождя или солнца — самое простое и важное, потому что самое нужное.  Однако со временем возведение стен, огораживание стало более типичным и необходимым, особенно  для сегодняшней архитектуры тесноты и шума.
Стена, выключенная из объема здания, теряет свои традиционные ограждающую и несущую функции, трактуется в новом качестве — как плоскость, в течение всего дня отбрасывающая  тень,  защищая людей от солнца, что возвращает объект к первичной функции его прототипа — сарая (крыши). Ночью стена может использоваться как экран для трансляции видео.

Башня "Маяк" (2004г. постройки)

Тело двенадцатиметрового сооружения, скрученного из толстой лещины, заканчивается площадкой для наблюдения, в которую можно подняться изнутри башни. Металлические антенны–щупальца словно передают и принимают сигнал с кораблей, или связывают этот маленький ландшафт с космосом.



Когда–то река была судоходной, и маяк мог быть жизненно важным ориентиром для  путников. Теперь у маяка Николая Полисского может быть другая функция — он подает сигналы, притягивая  к себе творческую энергию. 





Позолоченный телец.
(2009г. постройки)

Деревянный телец состоит из трех ярусов: первый уровень занят голубятней, на второй и третий — можно подняться как на смотровую площадку.

Идея проекта питается с одной стороны библейским сюжетом о спасительном Ноевом ковчеге, а с другой стороны апеллирует к образу агрессивного финансового оптимизма и процветания, воплощенного в Wall Street Bull (Бык с Уалл–стрит). Скульптура работы Arturo Di Modica появилась на Манхеттане ровно 20 лет назад по инициативе художника и с 1989 г. символизирует финансовый успех. В современных реалиях Золотой телец стал своеобразной метафорой мирового финансово-экономического кризиса.

Деревянный телец Василия Щетинина — образ, лишенный агрессии. Это символ терпения, близости к корням, сохранности и тыла. Он и корабль–ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизм), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром мощные позолоченные рога венчают скульптуру.  

«Вселенский Разум», самая масштабная инсталляция, когда–либо созданная Николаем Полисским, продолжает его научную серию. Сохраняя преданность натуральным материалам, Полисский предлагает абсолютно новое видение деревянной скульптурной формы.

Создать искусственный интеллект — задача непосильная  для современной науки. Все попытки построить мыслящую машину каждый раз упирались в непреодолимые барьеры, так и не принеся реальных результатов. В этом смысле ученые очень похожи на художников. Своими утопическими идеями они поражают публику, формируют образы массовой культуры, а прикладного, утилитарного результата не производят. В результате художник, решивший посвятить свою работу теме мышления или интеллекта, попадает в очень сложную ситуацию. Ведь какой–нибудь шахматный суперкомпьютер поражает не чем иным, как самой настоящей победой над лучшими гроссмейстерами мира, и тем самым меняет наше представление о природе мышления.

Инсталляция «Вселенский Разум» — это новая работа Николая Полисского и Никола–Ленивецких Промыслов на тему науки. Показав предыдущий проект из научной серии, «Большой Адронный Коллайдер», художник решил пойти дальше и создать у себя в деревне собственный искусственный интеллект.

«Вселенский разум» имеет вполне определенную композицию. Во главе инсталляции на пьедестале расположилась доминанта проекта: огромная фигура, символизирующая два полушария механического мозга. Сюда, как основная направляющая, ведет двойная колоннада, отсылая зрителя к образам классической сакральной архитектуры Древнего Мира. При этом каждая колонна по форме напоминает космическую ракету. Ведь космос — это главное устремление планетарной силы и воли разума, как представлялось создателю «ноосферы» Владимиру Вернадскому.

По задумке так же, как и коллайдер, скульптурный «Вселенский Разум» может работать только в воображении зрителя. В нём не крутятся шестерёнки и не бегают электроны, он не может рассчитывать шахматные комбинации. Но, воздействуя одной только формой, «Вселенский Разум» должен суметь внутри человека создать новые смыслы и ответить на главные вопросы. Прямо как настоящий искусственный интеллект.  

 

Статистика

Просмотры материалов : 1898845